Е-серия, или Entwicklung-typen, была запущена в 1942 году как проект, направленный на разработку новых решений в бронетанковых войсках. Руководителем программы стал генерал Генрих Книпкамп. Он был не только грамотным руководителем, но и талантливым инженером. К концу войны он запатентовал более 50 изобретений в области гусеничных машин. Интересно, что ни одна фирма, задействованная в проекте, ранее проектированием и строительством танков не занималась. Немецкое командование предполагало, что благодаря этому удастся обеспечить максимально новаторский подход к предмету работы. И хотя ни один танк Е-серии не пошел в массовое производство, а подавляющее большинство и вовсе осталось на уровне чертежей или деревянных макетов, можно говорить, что замысел удался. Именно машины серии Е считаются венцом германской технической мысли.
Шел 1944 год. Положение на фронтах становилось всё тяжелее. Германия находилась в условиях сильнейшего дефицита ресурсов. Только неисправимые оптимисты или законченные фанатики ещё могли верить в то, что произойдет чудо, и рейх найдёт способ переломить ход военных действий в свою пользу. Но именно в 1944 году начались работы над новой машиной экспериментальной серии — средним танком Е-50, который должен был заменить устаревший Pz IV и довольно ненадёжную «Пантеру». Параллельно с Е-50 разрабатывался и тяжёлый танк Е-75, предназначавшийся на замену «Королевскому тигру». О нём будет рассказано в отдельном материале.
Одной из проблем, которые предстояло решить разработчикам нового танка, была ходовая часть. По иронии судьбы капризную и ненадежную шахматную подвеску разработал сам Книпкамп. Теперь ему предстояло выполнить работу над ошибками и придумать вещь, которую танкисты и механики не стали бы так отчаянно ругать.
Отдадим должное немецким инженерам — новая схема подвески была разработана очень быстро. Она представляла собой двухколёсную тележку, собранную из катков от «Тигра». Катки крепились на подпружиненных рычагах и располагались по разные стороны одногребневого гусеничного трака. Наличие специального подшипника-распорки позволяло менять положение катка относительно трака. Такая схема подвески получила название «тихий блок» и позволяла ограничить количество опорных катков тремя парами с каждого борта. Благодаря этому появилась возможность сделать в днище танка эвакуационный люк, а также облегчить работу ремонтников и упростить изготовление корпуса. Новая подвеска была менее сложной в производстве и отличалась высокими эксплуатационными характеристиками. В серийное производство эта подвеска так и не пошла.
Времени на работу над проектом было мало. Поэтому в проектировании корпуса и башни использовались существующие образцы. Корпус позаимствовали у «Королевского тигра», увеличив наклон лобовых бронеплит. По причине этого заимствования компоновка внутренних узлов и модулей также осталась прежней. В частности, невозможно было перенести трансмиссию в заднюю часть корпуса.
Башня была взята от проектного танка «Пантера-2», работы над которым недавно прекратили. Была немного изменена форма, обустроена полусферическая командирская башенка и задний люк, предназначенный для загрузки боекомплекта, обслуживания орудия и эвакуации экипажа в критической ситуации. Планировалось установить на танк систему стабилизации орудия, чтобы облегчить прицеливание и заряжание при движении по пересечённой местности.
К маю 1945 года основные узлы конструкции Е-50 были проработаны. И хотя не состоялась даже сборка первого прототипа, уже задумывались и были воплощены в чертежах самоходные установки на базе танка: зенитная САУ «Сокол» и противотанковая установка Panzerjäger Е-50 с задним расположением башни и 128-мм орудием.
Е-50 не суждено было выйти на поля сражений. Но то, что было разработано для него немецкими конструкторами, впоследствии активно использовалось французами. В частности, с применением технологических решений Е-серии были созданы французские тяжелые танки ARL-44 и AMX-50. Учитывая, что эти боевые машины разрабатывались намного позже, можно смело сказать, что немцы обеспечили французов технологическими идеями на полтора десятилетия вперёд.